12 June 2011

Drogue Chute Issue

История о том, почему я не участвовала в апрельских соревнованиях в Бассано.
...Or how I missed the competition in Bassano in April.

Тормозной парашют - мой большой друг. Не только потому, что с ним можно вместиться на маленькие посадки. Но и просто потому, что с ним проще сесть в точку, именно туда, куда целишься. Тормозник убирает экранный эффект, когда летишь близко к земле, и траектория полета становится восхитительно податливой.
My drogue chute is my good friend. Not only because it gives me a chance to land on a very small field, but also because it is easier to make a spot landing. A drogue chute counters ground effect and the flight trajectory becomes impressively flexible.

И летала я много времени, и беды не знала, пока не поменяла подвеску, и точка крепления тормозника к подвеске не сместилась сантиметров на 30 назад. Я как-то раньше сильно не задумывалась, какая длина должна быть у фала тормозного парашюта. И, читая заметки об использовании тормозника, не замечала, чтобы кто-либо обращал на это внимание.
I didn't have any troubles with my drogue chute until I changed my harness, and the point where the chute connected to the harness had been shifted back by 30 cm. I never really thought much about how long the strap of the chute had to be. And, reading the notes about drogue chutes, I also didn't see where anyone else had paid any attention to it.

Только "хвостатые" аппараты, которые в большинстве своем боятся, что парашют и стропы запутаются в хвосте, стараются делать фал покороче.
У остальных же пилотов длины фалов тормозников самые разные (чаще всего зависящие от производителей подвески и парашюта).
Only the "tailed" glider pilots were concerned about drogue chutes straps getting tangled in the tail, so they usually make the straps shorter.
The other pilots' drogue chute straps length varied quite a lot, often depending on the manufacturers of the harness and the chute.

В общем, один день до соревнований, я захожу на посадку на поле, в конце которого наблюдается скат вниз к дороге. Нужно заземлиться до ската. С тормозником вмещаюсь нормально. Тормозник выпускаю в момент полета на балансировачной скорости (позже я решила, что это было неправильно) .
So, one day before the competition, I was approaching for a landing on a field, at the end of which there is a downhill slope. I have to land before the slope. I let the chute go, being on the trim speed at that moment (later I decided that was wrong).

И тут происходит то, что никогда не происходило ранее: вместо того, чтобы наполниться воздухом и открыться, тормозник цепляется, прямо-таки одевается на клиевую сзади. Видимо потому что фал длиннее обычного, и потому что угол атаки аппарата на балансировачной скорости большой => килевая не параллельна земле, а опущена вниз. В этот момент я нахожусь в полу-горизонтальном положении. Пытаюсь подергаться. Отдать ручку больше не могу - уже на минимальной скорости. Прибрать ручку не могу - сзади держит фал. Пытаюсь перевестись в вертикал - вообще бесполезно, подвеску тянет назад. Без тормозника и без возможности прибрать ручку уже перелетаю поле и лечу над скатом. Без скорости. Заваливаясь на крыло, безуспешно пытаясь выровняться и перевестить в вертикал.
And then something happened that has never happened before: instead of filling up with the air and opening, my drogue chute just fell back and got stuck on the keel tube. Probably because the rope is longer than usual now, and because the angle of attack of my glider at trim speed is so big, therefore the keel tube is not parallel to the ground, but dropped down.I'm trying to shake the chute free but I can't push the bar much, as I am already at pretty much the minimum speed. Neither can I pull the bar, as the rope is holding me back. I'm trying to get up in the harness but can't do it either, as the chute strap is pulling me back. Without the drogue chute and without an opportunity to pull the basebar, I am already flying over the downhill part of the field with no speed.

Ну, потом - тыдыдыщ. Сломана стойка - фиг с ней, и сломана карбоновая консоль. Оказывается, очень легко сломать карбоновую консоль. Не такой уж и большой был тыдыщ. Ну и дыра в парашюте, в том месте, где парашют оделся на килевую.
Well, then - tydydysch (means, crash:). Broken upright - not a problem, and broken carbon fiber leading edge. As it turnes out, it is not so hard to break a carbon leading edge. And, well, there is a hole in the chute, in the place where the chute got stucked on the keel.


Карбоновую консоль маленького Лайтспида, как оказалось, быстро не заменишь. Маленькие карбоновые консоли не сильно распространены. Пришлось пропускать соревнования.
As it turned out, it is quite hard to find a carbon leading edge of a small glider fast enough, as there are just a few little carbon gliders in whole the world. I had to skip the event.

Но инцидент заставил задуматься.
The incident made me think.

Посадку с тормозным парашютом можно разделить на три фазы: выбрасывание парашюта, полет с парашютом, отдача ручки.
Landing with the drogue chute can be divided into three phases: throwing the chute out, flight with the chute, pushing the basebar.

Во время отдачи ручки и срыва крыла одевание парашюта на килевую наблюдается очень часто, и это совсем не опасно, в моем понимании. Просто во время отдачи ручки мы килевую ставим почти перпендикулярно набегающему потоку, в соответствии с коим в этот момент летит тормозник. И тело (а значит и точку подцепа парашюта), мы передвигаем назад. Это нормально, что парашют при этом одевается на килевую.
After you push the basebar and stall the glider, it is very common to find a chute wraps around your keeltube. When we push the bar out for landing, we put the keel tube nearly perpendicular to the air flow, depending on where the drague chute flies at that moment. And we move back our body (and hence the point where the chute connects to the harness). It is normal then that the chute gets wrapped around the keel.

Другая ситуация, если парашют одевается на килевую во время полета.
Такого не случится, если фал парашюта достаточно длинный или достаточно короткий. Зато если фал парашюта такой маржинальной длины, что на маленькой скорости парашют одевается на килевую, а на большой - уже нет, то может возникнуть такая ситуация, как возникла как-то у Герольфа: пытаешься прибрать ручку, а парашют не дает. Тогда Герольф наоборот приотдал ручку еще больше, парашют слетел с килевой и больше не мешал прибиранию ручки. Для этого надо, чтобы запас был, куда отдавать, + чтобы высоты на все эти телодвижения хватало и ума, чтобы все это понять в воздухе :).
После этого Герольф чуть укоротил фал, и такого больше не повторялось.
Another situation is when the chute gets wrapped on the keel during the flight.
This will not happen if the parachute rope is long enough or short enough. But if the parachute bridle has some marginal length, which at low speeds makes the chute longer than the keel, and at high speed - shorter than the keel, it may be a situation as Gerolf got in once. He tried to pull the bar and the chute strap just didn't let him do it. Then instead of pulling, Gerolf had pushed basebar a bit, slowed down, and let the chute slide down from the keel. One would need to not be already too slow at that moment, and need to have some altitude and some brain, too!
After this incident, Gerolf shortened the strap of the chute, and this never happened again.

А вот во время выбрасывания парашюта сразу зацепиться за килевую надо еще умудриться. Видимо, фал был длиннее, чем обычно, + угол атаки был большой (килевая низко, скорость маленькая). Потому что на бОльшей скорости килевая была бы почти параллельна земле, и очень сложно было бы ее зацепить (на фотках моя старая подвеска, хорошая, достаточно короткая длина фала и нормальная скорость полета).
But to get my chute wrapped around the keel tube right after throwing it out, I must have been really lucky:) Looks like the rope was longer than usual, and the angle of attack of the glider was big (therefore, the keel tube was quite low). At higher speeds the keel tube would be almost parallel to the ground, and it would be very difficult to catch it with the chute (in the pictures you can see my old harness with the short enough strap and the glider at the normal speed).

Поэтому я решила для себя:
So I decided for myself:

1. Не выпускать парашют на маленькой скорости.
1. Do not throw the drogue chute out at low speed.

2. Укоротить фал парашюта.
Наверное, можно и удлинить, лишь бы парашют не цеплялся за килевую. Но почему-то кажется безопаснее укоротить.

2. Shorten the main bridle of the chute.
Perhaps you can also extend it. But somehow it seems safer to make it shorter.


Пишу сюда, чтобы народ (Миша!) поправил меня в рассуждениях, или обратил внимание на свои парашюты.
I am sharing all this so some experienced pilots would maybe comment and share their vision, too. Or, at least, also would check their drogue chutes:)

Я лично думаю, что парашют очень полезная вещь, и надо им уметь и любить пользоваться. Так что я не хочу никого испугать своим постом и отговорить от использования парашюта:) Наоборот, при правильном использовании тормозник - хороший друг:)
I personally think that the chute is a very useful thing, and one must love it and enjoy using it. So, I do not want to scare anyone with this post; just the opposite: we have to learn how to be friends with our chutes:)

18 comments:

  1. AnonymousJune 13, 2011

    Спасибо. Это очень ценный пост. У меня теперь хвостатый аппарат и надо проверить, как там будет тормозник. Наверно, укоротить фал - ведь от этого не будет хуже, насколько я понимаю?

    ReplyDelete
  2. Я добавила фотку хвостатого аппарата с тормозником в пост, глянь.

    Я много наблюдала за тормозниками пилотов на финише в Бассано (сама-то не летала).

    У хвостатых аппаратов обычно фал тормозного парашюта обычно очень укорочен, так, что наполненный парашют практически не касается хвоста.

    У бесхвостых аппаратов - кто во что горазд, у всех по-разному.

    Но вроде бы от короткого фала никто особо не страдает, поэтому я пока что укоротила.

    ReplyDelete
  3. AnonymousJune 13, 2011

    Кстати, я пару раз после посадки (без хвоста еще) обнаруживал, что тормозник надет на килевую. Но мне это не мешало на посадке, видимо, просто килевая попадала между строп.
    Да, еще я подсмотрел у тебя в прошлом году в монтекукке технику "вытащить тормозник и держать до последнего на пальце" - отличный метод, мне очень понравилось =)

    ReplyDelete
  4. У хвостатых киль длиннее. Если на бесхвостом проблем не было, то на хвостатом вроде точно быть не должно?? Теоретически... Вроде на Нёбе для всех был про это какой-то пост, про парашитики и хвосты.

    У меня тоже надевался на киль ранее (до хвоста, и пока я не боялся его выпускать (шас байусь)), думаю, что это происходило после отдачи ручки.

    А вообще это лехко проверить - подвеситься к собранному аппарату, задать максимально возможный в полёте угол, и глянуть как там с "надеваемостью". ПРи этом надо учесть, что с выпущенным тормозником скорость срыва больше => ручка не должна в принципе не должна быть сильно впереди до посадки.

    ReplyDelete
  5. парашитики -> парашютики, конечно. Описка по фрейду :))

    ReplyDelete
  6. Я не знаю, хорошо ли видно на фотке:

    http://3.bp.blogspot.com/-8v_FteDoWUs/TbcBarL6B6I/AAAAAAAAGUc/C5E1Mftg-sk/s1600/DSC_0078.jpg

    но тут как раз видно, как у Антона парашют не подстроен был под наличие хвоста, и на посадке парашют запутался в хвосте. Хотя хорошей посадке это не помешало:)

    ReplyDelete
  7. AnonymousJune 14, 2011

    2 mikha:

    ну, у меня комбат-1, только с современным хвостом, так уж вышло :) соответственно, килевая там обычная. надо проверять, в любом случае.

    ReplyDelete
  8. > но тут как раз видно, как у Антона парашют не подстроен был под наличие хвоста, и на посадке парашют запутался в хвосте.

    Так парашют наверное после отдачи ручки на киль насадился, обычная история.

    И вот пара тем на Нёбе по сабжу:
    http://www.nebo-forum.kiev.ua/viewtopic.php?t=6590
    http://www.nebo-forum.kiev.ua/viewtopic.php?t=6610&start=30

    И видео от Матиаша, у него удлинённый тросик: http://www.youtube.com/watch?v=dckv9s0Ejkw , см с 6:00 (хотя не, смотреть весь ролик, кто не видел :)

    Короче, рекомендаций есть три:
    1. Укоротить тросик.
    2. Ничего не менять.
    3. Удлинить тросик.
    :)))
    Если серьезно - сама толковая рекомендация там от Тетерятника, проверить что п. не надевается В ТОМ ЧИСЛЕ КОГДА ПИЛОТ В ВЕРТИКАЛКЕ. Ну и в горизонталке и всех переходных положениях тоже, конечно.

    ReplyDelete
  9. Не...

    Парашют, одетый на килевую после посадки, - более чем обычная ситуация.

    Пример:
    https://picasaweb.google.com/laritskaya.evgeniya/Me#5400209402088820242

    Когда отдаешь ручку, ставишь килевую настолько перпендикулярно набегающему потоку, что без проблем попадаешь в тормозник, летящий более-менее параллельно земле. Это нормально и ничего страшного в этом нет.

    Я говорю не про момент срыва крыла, а про момент
    выброса парашюта и полета с ним.
    По моему мнению, парашют не должен цепляться за килевую в момент выброса парашюта (еще не открывшись толком), и во время полета (когда фал именно такой длины, что парашют сначала оделся на килевую, а потом не дает тебе прибрать ручку).

    Первая ситуация была у меня: я умудрилась как-то неудачно выбросить парашют.
    Вторая ситуация была когда-то у Герольфа: но Герольф поступил так: он просто отдал ручку еще больше (хорошо, что был запас!), парашют слетел с килевой, после этого Г. прибрал ручку. После этого Г. укоротил фал.

    Мы, конечно, перепроверили все свои длины фалов на летных углах атаки на земле.

    У Антона фал действительно был длинноват, и парашют без проблем одевался на хвост.

    У остальных хвостатых наполненный парашют на вытянутом фале в полете едва касался ИЗНУТРИ хвоста (видно на фотке Примоша у меня в посте). Для этого фалы укорочены.

    Кстати, Миш, а ты уверен, да, что у Матьяша удлинен фал? На видео мне показалось, что у него парашют тоже изнутри хвоста остается все время.

    ReplyDelete
  10. Кстати, я подумала, Миш,
    по поводу ничего не менять, когда ставишь хвост.

    Это подходит, наверное, владельцам комплекта аеросовская подвеска + аеросовский тормозник. Ну, в общем, тем, у кого длина фала и точка подцепа фала обеспечивает не сильное далекое положение парашюта.

    У некоторых пилотов я видела тормозник, болтающийся на таком далеком расстоянии от аппарата, что даже при удлиненной килевой, я думаю, при установке хвоста стропы будут прямо на месте хвоста. Не знаю, так ли уж это критично, или нет, правда. Но после своего крэша я препочитаю быть поаккуратнее:)

    ReplyDelete
  11. Я поправила пост немного, упорядочила. Исправляйте:)!

    ReplyDelete
  12. Evgeniya Laritskaya said...
    > Не...

    Ну как же "не" :) Мы же об одном и том же говорим :)

    Главная мысль (вроде это и твоя и моя мысль) - длину тросика надо проверить на всех мыслимых углах и положениях подвески. Если мешается, то лучше укоротить (но мало кто это делает, ага - раздолбаи)

    Удлинить наверное тоже можно, но с хвостом это совсем стрёмно - может красиво так надется. Плюс, веревка может перепутаться сама с собой и стать короче. Плюс, кажется открывается на длинном тросике он хуже (я пробовал ещё с обычным килём, пока кидать его не боялся)

    Да, и ты права - присмотрелся, у Матиаша парашют _в районе_ хвоста, с отдачей ручки п. у уходит назад. Подозреваю, что это штатная длина, и думаю что это ок, т.к. надется он не вроде не может. Надо же, а Сергеев писал про это видео, что вот смотрите мол некоторые удлиняют. По крайней мере я его так понял: http://www.nebo-forum.kiev.ua/viewtopic.php?p=42807#p42807

    ReplyDelete
  13. > на всех мыслимых углах и положениях подвески
    Есессно, на всех мыслимых ПОЛЁТНЫХ углах и положениях подвески. При отдаче ручки пусть надевается.

    ReplyDelete
  14. So glad you weren't injured, Zhenya!

    ReplyDelete
  15. Thanks for the report Zhenya I have to check mine

    ReplyDelete
  16. AnonymousJune 28, 2011

    Used once mine. Never used before. I rather focus on good landing even in small fields, thn to pay attention to the chute. Glad you're ok

    ReplyDelete
  17. AnonymousJuly 06, 2011

    Вот у меня сегодня, на третий день освоения Грейфенбурга (тут я предпочитаю садиться только с тормозником) намоталось на хвост так, что я замучился распутывать. Но управлять не помешало при этом. Укоротил на 15 см.

    ReplyDelete
  18. Видимо, запутался уже в момент отдачи ручки?

    ReplyDelete