05 July 2011

Good Lines

Один мой полет в Грайфенбурге в этом июне стоит отдельного упоминания.
One of my flights in Greifenburg was quite special and worth mentioning.

Обычно я бы посвятила пост отчету о полете в каких-нибудь красивых, захватывающих дух местах. Но нет, на этот раз не о красивости пойдет речь.
Usually I would write a nice report about flying over some spectacular area, but this one is different.

Был ветренный день, такой, что не полетишь никуда от своего "домашнего" хребта - некомфортно турбулентно. По большому счету, летать нормально можно было только туда-сюда на своем хребтике.
Даже винговеры над посадочным полем не покрутишь - воздушная масса из узкой долинки с озером со свистом врывалась в нашу долину и смешивалась с нашим долинным ветром как раз в районе посадки.
It was windy day in Greifenburg, when you really can't go anywhere from the main ridge - too turbulent. You can basicly only fly up and down the ridge.
You can't even play with your glider and try some wingovers, as the wind coming from the valley with the lake makes it turbulent over the landing field.


Так что полет мог бы выйти немного скучноватым, если бы Герольф не предложил мне в качестве усложнения установить свой собственный "потолок" на день - высоту, выше которой не крутить, и сделать этот "потолок" на уровне старта.
The flight might have turned out a bit boring if Gerolf, in order to make it more challendging for me, had not suggested to me to set my own ceiling at the take off altitude, and never fly higher.

Это небольшое казалось бы усложнение принесло кучу восторга в мой полет:)
This little challenge brought a lot of thrills into my flying.

Обычно, летая в горах, мы стараемся не спускаться ниже середины хребта. Стараемся все время держаться чуть выше, лететь над вершинами, так как поиски потока на низкой высоте сильно замедляют полет.
Но на этот раз, когда я была на высоте старта, я должна была уже бросать поток.
Usually we try to not get lower than half the height of the ridge. We always try to stay higher, to fly over the peaks, since looking for a thermal down lower may slow you down a lot.
 But this time, as soon as I regained the take off altitude, I had to leave any thermal I might have found.


Было весело.
Сначала я летела так, как обычно мы летаем маршруты: набор, глайд, набор, глайд. Только каждый набор начинался довольно близко к поверхности лесистого склона и заканчивался уже через пару сотен метров под моим "потолком", как раз когда термик только-только казалось бы начинал становиться стабильным и предсказуемым. Через полчаса таких наборов-глайдов до меня дошло, что я буду лететь быстрее, если буду меньше времени тратить на обработку потока, а вместо этого менять траекторию полета так, чтобы не спеша прошивать зоны с ноликами, с пузырями, и избегать быстрых глайдов и зон с минусами.
It was exciting.
First I flew the usual way we fly XC: thermal up, glide, thermal up, glide. Only every thermal was more like low save. After half an hour I realized that it is faster to limit my thermalling and change my trajectory in order to move smoothly over "active" lifiting areas: over little zeros, over little bubbles, avoiding sinks and avoiding speeding up too much.


Этот способ полета меня совершенно осчастливил, и я летала долгое время и смеялась от радости. Я знаю, что хорошие пилоты часто хороши тем, что умеют находить правильные дорожки в воздухе, "хорошие линии", где их особо не садит, и они могут довольно быстро пролетать маршруты за счет того, что не останавливаются и не тратят время на каждый термик. Но у меня так как-то никогда не получалось.
А в этот раз весь мой полет был направлен на поиски этих дорожек, на попытки в них удержаться, им следовать, и не крутить каждый пузырь.
This insight made me so happy, that I was laughing and laughing and laughing in the air. I knew that good pilots are often so good because they know how to find a good line. But I had never felt what the good line was and where it was.
All I was trying to do aftewards was only trying to find the good line, to follow it, and not stop to climb every time I found some bubble.


Правда, закончился полет достаточно забавно:)
Haha, the end of this flight was rather funny:)

Ветер все усиливался и усиливался, но яэтого не замечала, потому что не поднималась выше гор. Но после пары часов гонок туда-сюда и мыслей, что очень уж легко становится находить хорошие линии, до меня дошло, что что стало сложно - так это найти где-нибудь минуса.
И даже когда я улетела с попутным на дальний конец хребта в сторону Шпиталля, а потом возвращалась со встречным 30 км\ч ветром, вылетев в середину долины для поиска минусов, я все еще всю дорогу набирала высоту.
Хммм... Я посмотрела наверх и увидела прелестное чечевице-образное облако прямо надо мной, и еще одно чуть восточнее, и еще одно чуть западнее:)
Так нечестно:) Как раз когда я хотела погонять себя на сложном таске с низким потолком, когда у меня должны были быть трудности с поисками плюсов - я не могу найти минуса:)
The wind was getting stronger and stronger, but I didn't go high, so I didn't really notice that. After I was racing myself for a couple hours and thinking I am soo talented with the good lines now, I realized that I could hardly find any sink.
And even when I flew with a 30km/h head wind over the valley, I still flew up. Hmmm... I looked up and saw an impressive lenticular cloud right above me. And another one more to the East. And another one more to the West.:)
It is unfair, I thought, exactly when I wanted to have a challendging flight and struggle to stay up under some low ceiling, now it is hard to find any sink:)


Но само по себе открытие, что можно летать низко, и можно научиться находить дорожки в воздухе, сделало меня немного счастливее:)
But this insight about the possibility of flying closer to the landscape brought some new vision to my flying, adding something special.

По-моему, это просто офигенный тренировочный таск, который пилот может ставить сам себе: не подниматься выше 1000 м, выше 500 м, выше 100 м... Кто знает, где твой предел:)? Герольф говорит, что пилоты планеров так тренируются. Офигенная тренировка, очень ценный урок. Когда я буду учить учлетов летать маршруты, я обязательно буду ставить подобные таски.:)
I think, this is such a good lesson: never fly higher than 1000 meters, 500 meters, 100 meters... Who knows where is your limit?:) Gerolf said that sailplane pilots train like this. I think that when I train my students to fly XC one day, I will definetly set tasks like this:)

5 comments:

  1. AnonymousJuly 06, 2011

    Казалось бы такая опытная, столько поездила, а такая объективная вещь и столько эмоций...

    ReplyDelete
  2. А которая именно вещь - объективная, Анонимус? То, что таски надо ставить и тренироваться летать ниже середины хребта? Или что надо меньше крутить и меньше гнать, а больше лететь медленнее, меняя траекторию? Все вроде это знают, да, все объективно. Только почему-то очень мало людей так летает. В основном пытаются топить-крутить-топить-крутить. И только когда смотришь треки топов, то видишь как самые-топы обходят не-самых-топов: за счет длинных достаточно медленных глайдов. Не топят они! А почти-топы топят! Видимо, им что-то кажется необъективным? Не знаю.
    А эмоции... Ну, тем и живем.

    ReplyDelete
  3. AnonymousJuly 06, 2011

    Как раз вспоминал сегодня этот твой пост (еще на английском) на финальном глайде в Грейфенбурге. Пришел даже выше чем ожидал.

    ReplyDelete
  4. >>Когда я буду учить учлетов летать маршруты, я обязательно буду ставить подобные таски.:)

    Летать на 100-500 метрах, это же невыносимо :) и не спастись же, если горки с динамиком рядом нет)

    ReplyDelete
  5. Nice write-up! I think you can find the good lines high as well, and then you can practice lines without worrying about landings. When you're low it's all or nothing. I wish you good lines! Cheers

    ReplyDelete